каморка папыВлада
Календарь школьника 1981 текст-4
Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья

· RSS 24.04.2024, 23:03

АПРЕЛЬ


4 — 1945 — День освобождения Венгрии от фашистских захватчиков. Венгерский национальный праздник
5 — День геолога
7 — Всемирный день здоровья
12 — День космонавтики
12 — Всемирный день авиации и космонавтики
12 — День войск противовоздушной обороны страны
12 — 20 лет назад (1961) космический корабль «Восток», пилотируемый летчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным, совершил первый в мире орбитальный космический полет
16 — 100 лет со дня рождения С. С. Каменева (1881—1936), советского военного деятеля
19 — День советской науки
22 — 1870 — Родился Владимир Ильич Ленин. День памяти В. И. Ленина
24 — Международный день солидарности молодежи
26 — Всемирный день породненных городов
28 — 1920 — Установление Советской власти в Азербайджане

КАЛЕНДАРЬ ШКОЛЬНИКА

Художник В. Гальдяев

АПРЕЛЬ

Первые семнадцать лет своей жизни Владимир Ильич провел в Симбирске, о котором он очень тепло вспоминал.
Девяти с половиной лет, в 1879 году, Ленин поступил в гимназию, где к тому времени в старших классах учился его брат Александр. Владимир Ильич учился отлично. Благодаря своим исключительным способностям и серьезному отношению к занятиям он переходил из класса в класс с наградами первой степени. Родные вспоминают привычную картину возвращения Володи из гимназии, когда он, прежде чем подняться к себе наверх, проходил быстрыми шагами мимо раскрытых дверей отцовского кабинета и скороговоркой сообщал Илье Николаевичу свои отметки. Предметы, конечно, менялись. Иногда звучало: «Из латыни — пять», иногда: «Из алгебры — пять», но получалась обычно одна отметка — пять.
Текст похвальных листов, которые Владимир Ильич ежегодно получал при переводе из класса в класс, был приблизительно один и тот же, подобный приведенному ниже:

ПОХВАЛЬНЫЙ ЛИСТ
Педагогический Совет Классической Гимназии, уважая отличные успехи, прилежание и похвальное поведение воспитанника III-го класса Ульянова Владимира, наградил его сим похвальным листом. Симбирск, июня 10 дня 1882 года.
Трудно сказать, какой предмет лучше всего знал Владимир Ильич, к какому из них он имел особенное влечение. Все предметы учебного курса он знал отлично, широко и всесторонне. Его познания выходили далеко за пределы того, что давала гимназия. Серьезное внеклассное чтение, острый, критический ум блестяще сказывались на его классных и домашних сочинениях. У него был свой метод работы над ними.
«Когда задавали на дом сочинения, — рассказывает Дмитрий Ильич, — он никогда не писал их накануне подачи, наспех, просиживая из-за этого ночь, как это делало большинство его товарищей-гимназистов. Наоборот, как только объявлялась тема и назначался для написания срок, обычно двухнедельный, Владимир Ильич сразу брался за работу. Он составлял на четвертушке бумаги план сочинения с введением и заключением. Затем брал лист бумаги, складывал его пополам в длину и на левых полосах листа набрасывал черновик, проставляя буквы и цифры согласно составленному плану. Правые полосы листа или широкие поля оставались чистыми. На них в последующие дни он вносил дополнения, пояснения, поправки, а также ссылки на литературу — смотри там-то, страница такая-то.
Постепенно, день за днем, правые полосы листа первоначального черновика испещрялись целым рядом пометок, поправок, ссылок и т. д. Затем, незадолго до срока подачи сочинения, он брал чистые листы бумаги и писал все сочинение начерно, справляясь со своими пометками в различных книгах, которые у него уже были припасены заранее. Теперь ему оставалось только взять чистую тетрадь и переписать чернилами набело вполне обработанное и готовое сочинение».
Преподаватель словесности восхищался сочинениями Владимира Ильича и очень часто ставил ему не просто пять, а пять с плюсом. Не раз он говорил, что ему особенно нравится в сочинениях Владимира Ильича продуманная система, обилие мыслей при сжатости, ясности и простоте изложения. В своих обстоятельных, глубоко разработанных сочинениях, написанных хорошим литературным языком, Владимир Ильич придерживался правила древних: чтобы мыслям было просторно, а словам тесно.
Из книги Б. Волина «Ленин в Поволжье»
Класс-музей в школе № 1 города Ульяновска. Стало давней школьной традицией проводить здесь первый урок в первом классе.

НЕТ СМЕЛОСТИ ГРАНИЦ
О, Родина! Ты смотришь в небо смело,
Ты рвешься к звездам, обгоняя птиц.
Нет разуму свободному предела
И смелости высокой нет границ.
Что скорость птиц! — ты ловишь скорость света,
Опережая музыки полет.
И в космосе не синяя комета —
Людское сердце бьется и поет.
Счастливый путь! Мы люди, а не боги,
Но мы умеем делать чудеса,
Прокладывая первые дороги
С родной Земли в немые небеса.
Твой гордый сын, отваги полный, первым
Пронес наш алый стяг в межзвездной мгле,
Он совершил свой подвиг беспримерный,
Как сын Земли для счастья на Земле.
Михаил Дудин

ВЕЗДЕСУЩИЕ ВЕНГЕРСКИЕ «ИКАРУСЫ»
Автобусы с маркой «Икарус» в нашей стране знают все. Мы всегда немного волнуемся, когда входим в его красивый салон.
Из стен предприятия «Икарус» выходят самые различные автобусы, в том числе и макси-машины, например автобус-«гармошка» на 200 человек. Это тоже для внутригородских поездок.
Особенно приятно в автобусе «Икарус» во время дальних поездок: совсем не чувствуешь усталости.
Предприятие «Икарус» в ближайшие годы увеличит выпуск автобусов до 13 тысяч ежегодно. Оно продает их в 40 стран.

ОДЕЖДА, КОТОРАЯ СВЕТИТСЯ
Легкая промышленность Венгрии изготовила одежду из ткани с люминесцентными красителями для тех, кому по роду службы приходится ездить и ходить в темноте. Надень такую одежду — и ты засветишься, как светлячок.

До свидания, земляне!
Художник А. Плотнов

Весенние каникулы
Художники М. Абдурахманов, Г. Яралова

Когда в 151-й школе города Баку, где учится Гриша Хачатурян, стали говорить о профориентации, он твердо решил: «Хочу быть электриком...» Скоро заговорил старый приемник, который собирались выбросить, засветился экран испорченного телевизора.
— Золотые руки у тебя, — говорили Грише в школе. — Посылаем тебя на Всесоюзный слет трудовых объединений школьников. Будешь защищать честь республики.
И Гриша оправдал доверие — стал победителем конкурса электриков. А когда приехал домой, пятиклассник Вовка, его младший брат, поинтересовался: «А какие вопросы тебе задавали?»
— Посложней, чем в школе: «Как составить схему освещения квартиры?» Или: «Если человек попал под действие электрического тока, как оказать первую помощь?» Но сначала надо было отобрать нужные для работы инструменты. И при этом не ошибиться.
Вова слушал внимательно, а потом сказал:
— Я тут без тебя приемник починил...
— Молодец! Видно, напрасно я считал тебя неусидчивым. Вот тебе мои конструкторы, инструменты. Можешь вместе с ребятами из твоего пионерского отряда мастерить. А я буду вам помогать, — сказал Гриша.
Азербайджанская ССР

XX ВЕК — ВЕК ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
Наш век часто называют веком цветных металлов. И это действительно так. Сейчас трудно представить нашу жизнь без приборов, без машин, без электроники.
Но чтобы сделать все это, нужны особые материалы — сплавы с цветными металлами. Если в расплавленную сталь добавить никель, вольфрам, молибден, то получится сплав: легированная сталь, твердая, прочная, долговечная. Изделия из нее смогут дольше служить людям. Чтобы детали в машине не ржавели, не портились, их покрывают тончайшим слоем никеля, хрома или цинка. Опять цветные металлы приходят на помощь.
И так почти всюду в технике. Небольшая добавка цветных металлов — и меняется качество материала. Без титана, алюминия, тантала, ниобия, циркония не было бы, к примеру, космических ракет. Последние три — это особо тугоплавкие цветные металлы. Из титана, цинка делают первоклассные краски и красители.
В прошлом веке привычный сейчас алюминий ценился выше золота и был в основном ювелирным металлом. «Серебро из глины» — так сперва называли его. В 1889 году великому русскому ученому Дмитрию Ивановичу Менделееву преподнесли ценный подарок — весы, сделанные из золота и алюминия.
Сегодня алюминий, который ювелирным металлом уже никак не назовешь, выплавляют на больших заводах, вблизи мощных электростанций. Для плавки требуется очень много энергии.
Цветная металлургия — «пионерная» отрасль промышленности. Потому что очень часто ее предприятия вырастают на новых, не обжитых пока землях Севера, Дальнего Востока, Сибири. Вырастают первыми!
Добывать цветные металлы трудно. Ведь обычно приходится перерабатывать огромные массы горных пород: цветных и редких металлов в «сырой» руде очень и очень мало. Счет дневной добычи идет на килограммы, граммы, иногда на десятые и даже сотые доли грамма.
Чтобы выплавить, например, одну тонну чистой меди, нужно переработать 100—150 тонн руды. Выполнить такую гигантскую работу можно только с помощью техники — мощной, производительной. В карьерах сейчас работают огромные экскаваторы, в ковше которых может разместиться автомобиль «Москвич». Руду на обогатительные фабрики перевозят самосвалы грузоподъемностью в 40 тонн...
Цветная металлургия дает в народное хозяйство нашей страны 74 химических элемента из 107 известных.
М. Аджиев,
кандидат экономических наук

ПРАЗДНИКИ И БУДНИ «ПИОНЕРИИ»
Трудно представить себе пионерскую жизнь без музыки, без звонких песен. И, наверное, не случайно наша хоровая студия, где школьники учатся петь, любить и понимать музыку, называется «Пионерия».
История нашего коллектива началась более 25 лет назад. За эти годы из небольшого школьного хора восьмилетней школы подмосковного города Железнодорожный выросла первая в нашей стране хоровая студия.
В «Пионерии» ребята получают знания по основным музыкальным дисциплинам, учатся игре на одном из музыкальных инструментов. Однако основное внимание уделяется хоровому классу.
Каждый студиец за многолетнюю учебу проходит ряд «хоровых ступенек».
На первой ступеньке оказываются самые юные наши студийцы, которым всего пять-шесть лет. Они играют в музыкальные игры, поют, маршируют под музыку, учатся отбивать различные ритмы на ударных инструментах. Потом все вместе идут в первый класс. Здесь музыка, пение становятся для них не менее важными предметами, чем чтение, арифметика и остальные дисциплины.
Второй класс — вторая ступень. Усложняются изучаемые школьниками-студийцами предметы, и начинается общественно полезная музыкальная жизнь. Ребята выступают сначала перед родителями, затем перед всей школой.
Незаметно пролетают четыре года, и юные студийцы готовятся к переходу в старший хор. Посвящение во «взрослые» происходит летом, в нашем хоровом лагере. Попасть в старший хор — большая честь для каждого студийца. Ведь его участники исполняют очень сложные произведения, выступают в филармонических концертах, по радио и телевидению, дают концерты в других городах. В гости к студийцам часто приезжают известные композиторы, прославленные исполнители, музыковеды. Многолетняя дружба связывает «Пионерию» с Д. Б. Кабалевским, Ю. М. Чичковым, Т. А. Попатенко и другими композиторами.
Помимо того, что ребята сами учатся музыке, они стараются вовлечь в свой круг и товарищей. Наши старшие студийцы становятся руководителями школьных ансамблей, хоровых кружков.
Но, быть может, самое удивительное — это то, что учащиеся хоровой студии влияют на музыкальное образование своих родителей. Одно время в «Пионерии» существовал даже... хор пап.
В «Пионерии» ни один студиец не скажет «я пел», а всегда — «мы пели», «нас похвалили», потому что каждому из них присуще чувство коллективизма. В репертуаре «Пионерии» нет произведений с печатью дурного вкуса. Вот почему ребята год от года все больше тянутся к хорошей музыке, все глубже становятся их суждения о ней.
Кто-то из мудрецов сказал: «Когда человек поет, то и потолок ему кажется небом». По-настоящему понять смысл этой мудрой мысли может лишь тот, кто искренне любит песню, вокальное искусство.
Георгий Струве,
художественный руководитель хоровой студии «Пионерия»

Выступает ансамбль «Мзиури» Тбилисского Дворца пионеров.
Родился ансамбль десять лет назад. Как-то в лагере забежали девочки в клуб, спрятались от дождя. Ни сцене в это время репетировали ребята постарше. Очень солидно у них получалось. И так захотелось девочкам создать свой ансамбль — ведь все они занимались в музыкальных кружках Тбилисского Дворца пионеров. На первом концерте в лагере исполнили песни «О Тбилиси» и «Еду к бабушке в деревню»...
Ансамбль всю страну объездил с концертами, побывал в других странах, стал лауреатом премии Ленинского комсомола.

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ — ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ.
М. М. ПРИШВИН

ТЕТЕРЕВИНЫЙ ТОК
Не сошел еще на лесных полянах апрельский снег, а на прогалинах уже зачернела, запарила под солнцем земля в золотистых пятачках мать-и-мачехи. Прелой прошлогодней листвой, оттаявшей землей пахнет в лесу. Пришла неповторимая пора тетеревиных турниров.
Если хочешь подоспеть к току незамеченным и вовремя, в лес нужно войти еще затемно. И чтоб не треснул ночной ледок под ногой, не обломилась с предательским хрустом веточка на тропе, которая ведет к заветной токовой поляне.
«Чу-ффы!..»
Сначала только звуки — характерное чуфыканье, беспрерывное бормотание да резкое хлопанье крыльев. Но вот поднялось над леском солнце, и в косых его лучах видно, как вспархивают над кочковатой луговиной краснобровые косачи. В центре поляны заглавный токовик — самый крупный, сильный и дерзкий, он и прилетел сюда первым, заняв наивыгоднейшее место. Набухшие кровью брови, иссиня-черное, с металлическим отливом оперение, лирообразный хвост, белое подхвостье — словом, красавец! Косачи послабей разместились окрест. Но у каждого своя площадка. И горе тому, кто осмелится нарушить границу. Распушив хвост и по-петушиному чертя крылом землю, хозяин с грозным чуфыканьем грудью идет на соперника. Короткая воздушная схватка — и незваный пришелец отступает...
А где же тетерки? На буйном празднике турнира эти неброские бурые птички поначалу даже незаметны. Природа не наделила героинь тетеревиного тока ярким нарядом. Но сколько в них достоинства! Равнодушно, как бы не замечая драчунов, прохаживаются они вдоль токовища. Неторопливо склевывают что-то с земли, но нет-нет да и бросят взгляд в сторону косачей...
Отпоют, отшумят токовища — и в тетеревиных гнездах вылупятся птенцы...
Наступает зима. Корму заметно поубавилось. Разве что почки да сережки ольхи, березы, ивы, осины. Если повезет, можно обклевать можжевеловые ягоды. А мороз жмет! На ночлег устраиваются тетерева прямо в снегу. С лёта бросаются в сугроб, проделывая глубокую воронку. Пройдут под снегом несколько метров и замрут, спят. Иногда — если мороз особенно зол или метель разыгралась — по нескольку суток кряду. Дремлет древняя птица, ждет, когда на почерневших проталинах вспыхнут золотыми пятачками цветы мать-и-мачехи...
Б. Чащарин

ПИОНЕРУ-АКТИВИСТУ

СОВЕТ ОТРЯДА
Из кого состоит пионерский актив? Что это вообще такое — актив? Девочки и мальчики с нашивками на рукавах, умеющие образцово выполнять указания старших? Или они хозяева в своем отряде, скорые и на выдумку и на дело?
Интересной пионерской работы не будет без боевых звеньевых, ответственных, болеющих за общее дело членов совета отряда, смелого редактора стенгазеты, умелых горниста и барабанщика. Часто об этом пионеры не задумываются и склонны выбирать либо тех, кто хорошо учится, либо просто общительных, дисциплинированных ребят. А хороший ли организатор этот мальчик или девочка, почти никогда не учитывают. Многие, помня, как туго приходилось в прошлом году активистам, действуют по принципу: «Лишь бы не меня!» Есть и такие ребята, которые бы хотели войти в актив отряда, но их не выбирают, потому что они «слишком тихие». А у них просто не было возможности попробовать себя в деле.
А если расширить актив? В одной из школ так и поступили. Ребята начали с подготовки к отчетно-выборному сбору. Раньше было как? Председатель перечислил все дела за год — и все. Теперь же выступали звеньевые и рассказывали не о проведенных за год мероприятиях, а о членах своего звена, о том, кому и в чем помогали, в каких кружках занимаются. При этом они обязательно упомянули каждого. Настрой ребят сразу изменился. Это был их сбор, пионерский. Все хотели высказаться. В самом деле, почему Саша у нас физорг, когда больше всего на свете любит мастерить модели?..
Выборы актива после такого разговора прошли иначе. Некоторые ребята сами предложили отряду свои услуги. Катя захотела стать редактором стенгазеты, Витя попросился в физорги, нашлись желающие поработать с октябрятами.

ОТКУДА ЭТИ СЛОВА?

ГОД. Редко кому приходит в голову связывать между собою такие слова, как «год», «погода», «выгода», «угодье», а между тем все они близкие родичи. Корень у всех один, общеславянский.
«Год» значило некогда «хорошее», «подходящее». Что хорошее? Все, в том числе и «хорошее время», «подходящее время». В иных славянских языках и сейчас «god», «hod» означает «пир», «праздник».
А теперь уж сами подумайте, как с этим можно связать такие слова, как «погодить», «невзгода» и т. п.
ГОРДЫЙ. Сейчас мы склонны считать гордость свойством человека не таким уж плохим, а в некотором масштабе даже и положительным. Наши предки, судя по всему, вкладывали в это слово скорее неодобрительный смысл. Древнеболгарские «гръд», «гръдуляв», родственные нашему «гордый», имели значение «дурной», «безобразный». Видимо, в те времена гордость казалась не таким уж бесспорным достоинством.
Лев Успенский


ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ
Слова М. Матусовского
Музыка В. Шаинского

Припев:
Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором!
Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка!
Раз иголка, два иголка — будет елочка!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
В небесах зари полоска заполощется.
Раз березка, два березка — будет рощица!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
Нам счастливую тропинку выбрать надобно.
Раз дождинка, два дождинка — будет радуга!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.


КОЛЮЧКА

Кто знает,
где сыщика можно найти?
Прогульщиков надо нам в класс привести!
Где взять нам тягач на коротенький срок?
Он всех отстающих бы вытянуть смог!


КРОСС ШКОЛЬНИК-81

ГОРИ-ВЕРТИ
— Крылатый, в песнях я воспет,
— А мною ствол сосны Одет,
— Я в басне каркнула напрасно,
— Я быстронога и прекрасна!
— Я летом грядки поливаю,
— А я кусаюсь и летаю,
— Могу я больно в кожу впиться,
— Я не скворец, но тоже — птица.
— Мой хвост, как сноп лучей зари,
— Мне поклонялись дикари,
— Я по ночам ловлю мышей,
— А я построен из ветвей.

НА ОСТРОВЕ ЧИЧИЛА
На острове Чичила
Сегодня шумный пир,
Четыре крокодила
Ди, Ази, Вик и Гир
В густой тени акаций
За стол решили сесть
И стали состязаться,
Кто может больше съесть!
На столько мест отстал
От Гира тощий Ди,
На сколько Вик стоит
Над Ази впереди.
Вик не был первым, нет!
И не был Ди вторым.
Но если мы теперь
Все данные сравним,
То сможем дать ответ —
И это интересно! —
Кто, завершив обед,
Какое занял место.

ТРУСИШКИ
В золотых лучах заката
На поляне у реки
Танцевали лягушата
И рогатые жуки.
Но внезапно в центре круга
Зачирикал воробей.
С перепуга друг за друга
Все попрятались скорей.
— Ха-ха-ха! — сказал кузнечик. —
Вот трусишки, просто смех!
Вы отыщете, конечно,
Кто укрылся лучше всех.

ОТ КАШМИРА ДО МАДРАСА
Я сегодня размечтался,
Захотелось очень мне
От Кашмира до Мадраса
Прокатиться на слоне.
Вам дается пять минут,
Уточните мой маршрут.

СЧЕТНАЯ МАШИНА
Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами,
Быстро все исправьте сами.

В УНИВЕРМАГЕ
В универмаге встретил я
Осла, козу и кошку,
Они купили красный мяч
И желтую гармошку.
Зайдя в другой, увидел я
Осла, козу и белку,
Они купили красный плащ
И белую тарелку.
Зашел я в третий, встретил там
Опять осла и кошку,
Они купили в этот раз
Лишь желтую матрешку.
Мне срочно нужен твой совет,
Задумайся немножко,
Скажи, какой любимый цвет
У белки и у кошки.
И кто не сделал ни одной
Покупки в магазинах,
Поскольку не было, увы,
Товаров ярко-синих.
Совет: учтите, что каждый из героев этого стихотворения покупает товары только одного любимого им цвета. Разумеется, во всех магазинах были товары всех цветов, кроме ярко-синего.
Примечание: чтобы примеры были решены верно, достаточно в каждом из них поменять местами две цифры. Какие?

Автор задач Н. Разговоров

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz